Пять причин взять на работу подростка

Работа для подростков уже не ограничивается предложениями расклеивать объявления или раздавать флаеры у метро. Сегодня их нанимают сети кафе и ресторанов, банки и страховые компании. Несовершеннолетние сотрудники — польза для компании или головная боль для руководителя? Разобраться в этом вопросе нам помогали специалист по работе с подростками, сооснователь Smart Course Тимур Жаббаров и начальник отдела развития персонала ООО «Завод приборных подшипников», психолог Сергей Рогулев.

Получить отличный результат неожиданным способом

Традиционные способы работы не всегда самые быстрые. И здесь соискатели 14+ оказываются полезными современным компаниям. Потому что они могут решать задачи с помощью инструментов, которые неизвестны сотрудникам более старшего возраста. В распоряжении подростков новые приложения и программы, гайды по написанию чат-ботов и еще очень много того, чем не привыкли пользоваться люди постарше.

Большие компании часто теряют гибкость — команде труднее воспринимать новые методы работы, внедрение инструментов может сильно растягиваться во времени. Сотрудничество с самыми начинающими из всех начинающих — шанс взбодриться и по-новому взглянуть на старые процессы, чтобы улучшить их. «Система со временем становится очень косной, трудно реагирует на инновации. А подростки живут через тесты и эксперименты», — говорит Тимур Жаббаров, сооснователь Smart Course.

Взглянуть по-новому на свою команду

Подростки, которые никогда раньше не работали, заново открывают привычные способы взаимодействия начальников и подчиненных. Это может быть полезно для руководителей, которые чувствуют необходимость подобных изменений.

При этом устоявшиеся правила взаимодействия внутри команды тоже нужны. Они показывают подростку, как зарабатывается и проявляется авторитет, обучают его дисциплине и ответственности. Польза для работодателя здесь в том, что через пару лет этот же соискатель может прийти к нему уже на полноценную стажировку. И теперь главные принципы работы команды будут для него понятными.

«Важно показывать, как меняется отношение к работнику, если он соблюдает правила трудового распорядка. Если работнику можно доверять, то единичные опоздания по уважительным причинам допускаются. Дисциплина важна еще и по другой причине. Жизнь и самоощущение подростка — это постоянная внутренняя нестабильность. Поэтому порядок, организованный взрослым, спокойным и зрелым образом — не из-под палки, не в приказном тоне, часто воспринимается подростком скорее позитивно. Важно, что это не родительский или школьный назидательный порядок, а именно взрослые правила», — объясняет Сергей Рогулев.

Пораньше начать знакомить детей с культурой труда хотят около трети работодателей. Об этом говорят результаты общероссийского опроса. В топ-5 ответов вошла такая причина: «Я сам(а) родитель и понимаю, что нужно прививать ребенку культуру труда с 14 лет», — на это указали 33% опрошенных.

Сформировать кадровый резерв

Подбор — самая большая статья расходов для HR-структур. Работодатели вынуждены конкурировать за готовых специалистов, чтобы получать результат здесь и сейчас — зарабатывать и продавать, используя навыки и знания самостоятельных профессионалов. Работа с подростками может снизить расходы на рекрутмент, если руководитель сумеет создать хорошие условия и привлечь такого сотрудника в будущем.

Формировать кадровый резерв, обучая подростков, готов не каждый руководитель. Это отложенные инвестиции, которые могут и не окупиться. «Бюджеты на поиск, переманивание, селекцию и удержание ежегодно утекают из компаний. Мы с коллегами с других промышленных предприятий уже проговаривали такую мысль: чем больше на рынке будет “хороших” профессионалов, тем меньше нам нужно будет за них конкурировать. Хватит на всех. Но работа осложняется тем, что ее результат сильно отдален, а продукцию выпускать и деньги зарабатывать нужно сегодня. Поэтому далеко не все работодатели рассматривают работу с подростками в таком ракурсе», — объясняет Сергей Рогулев.

Выращивать ценного специалиста из соискателя 14+ готовы 59% опрошенных нами руководителей. Также половина респондентов отмечает, что работа с подростками позволяет разгрузить других сотрудников компании. Такие работники охотнее берутся за рутинную работу — этот вариант ответа выбрали 32% участников опроса.

Усилить команду в сезон отпусков

Каникулы — это хорошее время, чтобы нанять подростка. Летом, когда многие сотрудники в отпуске, такой работник будет полезен и заодно войдет в курс дела, вникнет в основные процессы вашей компании. «В летний период, когда многие работники уходят в отпуск, данная категория нас сильно выручает при выполнении производственного плана. Конечно, ответственные операции никто ребятам не доверит. Но подготовительные работы или операционную деятельность они выполняют очень хорошо», — говорит Сергей Рогулев.

Некоторые отрасли в летний сезон особенно нуждаются в сотрудниках на замену отпускникам. Так, для компаний HoReCa летом спрос на услуги возрастает. В результате эти участники рынка готовы нанимать подростков и предлагать им хорошие условия работы, чтобы в следующий «горячий» сезон они захотели бы снова прийти сюда на подработку. Сеть пекарен-кондитерских «Буше» уже несколько лет сотрудничает с соискателями от 14 лет, привлекая ребят на позицию работника торгового зала. Они разносят заказы, следят за чистотой, убирают посуду. Как отметили в компании, «чем ближе к лету, тем количество соискателей от 14 лет больше». Подростки работают в сокращенном графике, все необходимые документы оформляются, у каждого есть наставник.

С 2017 года работодатели могут добавлять к вакансии на сайте hh.ru пометку, что предложение адресовано соискателям старше 14 лет. За все время было опубликовано больше двух с половиной тысяч таких вакансий. Четверть предложений о работе была размещена в Москве и Московской области, 5,5% — в Санкт-Петербурге, чуть меньше — в Республике Башкортостан и Нижегородской области. При этом данные нашего опроса показывают, что у каждого пятого работодателя в России уже был опыт трудоустройства школьников. Причем региональные компании чаще сталкивались с этой практикой, чем компании из Москвы или Центрального региона.

Изучить новый тренд

Руководителю важно честно ответить себе, зачем он хочет нанимать подростков. Нужно не просто следовать тренду, а понимать все выгоды и сложности именно для своего бизнеса.

Соискателю тоже нужно быть готовым к тому, что рынок пока не может предложить четкого алгоритма — непонятно, как искать вакансии и наниматься на работу, если ты еще школьник. Но в этом есть и плюс — могут сработать инструменты, которые редко используют соискатели среднего и старшего возраста. Например, подросток может разыскать в соцсетях руководителя интересной ему компании и написать о себе напрямую.

«Как такового рынка найма подростков сейчас в России нет. Но его активно пытаются сформировать, запросов очень много. Это означает, что поиск, скорее всего, будет пока нелинейный и небыстрый. Поэтому не надо бояться странных инструментов для поиска этого взаимодействия. Можно написать работодателю напрямую, поискать личные контакты. Из-за того, что нет устоявшегося интерфейса, через который можно было бы друг друга найти, — можно создавать свои инструменты», — поясняет эксперт.

Подросток может увидеть предвзятое отношение к себе из-за возраста, почувствовать настороженность и даже недоверие со стороны других работников. Конечно, это будет не самый лучший опыт сотрудничества. Но с подобными реакциями сталкиваются и профессионалы высокого уровня. Стоит отнестись к этому философски и постараться взять от работы максимум полезных знаний для себя.

Если вы решились нанять школьника, постарайтесь сразу выстроить с ним правильные отношения. Скорее всего, это будет его первое место работы, поэтому новый сотрудник, конечно, будет испытывать тревогу в непривычных условиях. Поддерживайте его, но не воспринимайте как ребенка. «От руководителя или наставника потребуется решать полноценные педагогические задачи. Главное — заинтересовать и расположить к себе такого работника. Подросток должен почувствовать внимание к себе и, конечно же, поддержку. При этом отношение должно быть “как ко всем”, чтобы он не ощущал себя ребенком. Это должны быть именно взрослые отношения, “на равных”. Если так и получается, то ребята с первого рабочего дня начинают ходить “окрылённые”», — объясняет Сергей Рогулев.

По нашим данным, российские компании готовы передать подросткам не только доставку документов (48% опрошенных) или прием звонков (44%). Для 41% полезной оказалась бы поддержка рекламного направления (раздача листовок, расклеивание объявлений, участие в промоакциях). Еще 31% нанимают или готовы нанимать несовершеннолетних кандидатов на производственный участок работ. В пятерку лидеров также вошла аналитическая деятельность: 17% представителей компаний указали, что им не помешала бы помощь соискателей 14+ со сбором, обработкой и анализом данных.

Наиболее лояльны к идее найма подростков представители гостиничного и туристического бизнеса, медицины и фармацевтики (в 44% и 26% компаний соответственно уже нанимают подростков). Потенциально интересна эта идея для консалтинговых и других агентств, строительной отрасли и автобизнеса, именно там заметна наибольшая готовность при отсутствии опыта подобного найма.

Сформировать сбалансированный рынок труда можно, только объединив усилия. Чем больше будет полезных и актуальных вакансий, тем быстрее наладятся процессы — от найма до адаптации и продолжения сотрудничества с молодыми специалистами во время обучения в университете и после его окончания. Публикуйте вакансии для подростков, ставьте галочку «Вакансия доступна для соискателей от 14 лет» и ищите начинающих карьеру в базе резюме, указав в поиске ограничения по возрасту.